Занятие 5.
Составление однониточного плана станции.
Цель занятия: : изучить принцип построения, условные обозначения и назначение однониточного плана станции.
Станция – раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов, багажа и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами(ПТЭ, Раздел 5).
Однониточный план станции является основным документом для проектирования устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и составления таблицы взаимных замыканий стрелок и сигналов.
Однониточный план представляет собой немасштабное однолинейное изображение путей, стрелок, светофоров, изолирующих стыков и других объектов станции с соблюдением их взаимного расположения и пропорции в длинах путей. Таким образом, элементы на плане находятся в местах, соответствующих их удалению по ординатам от оси станции.
На однониточном плане станции посредством условных обозначений показывают следующие элементы:
- путевое развитие станции (изолированные и неизолированные станционные пути, стрелочные и бесстрелочные путевые участки, централизованные и нецентрализованные стрелки с указанием типа рельсов и марки крестовины, подходы к станции, примыкание подъездных путей и др.;
- мосты, путепроводы, переезды, пассажирские и грузовые платформы, места прокладки подземных коммуникаций других ведомств (кабелей, трубопроводов и др.), а также другие объекты и данные, необходимые для проектирования устройств СЦБ;
- устройства СЦБ (изолирующие стыки, светофоры, стрелочные электроприводы, релейные и батарейные шкафы, маневровые колонки с вариантами местного управления, магистральную трассу прокладки кабелей СЦБ, разъединители высоковольтных линий электроснабжения);
- места размещения служебно-технических зданий (пассажирского здания, постов ЭЦ, ГАЦ, ПТО а также других строений).
В верхней части схематического плана приводится таблица ординат (расстояний от оси пассажирского здания) остряков стрелочных переводов и светофоров.
Ординаты всех устройств на схематическом плане отчитывают от оси станции, как правило, совмещенной с осью пассажирского здания. Ординаты стрелок и светофоров вносят в таблицу над планом.
Составление однониточного плана станции необходимо выполнять в следующей последовательности:
- Вычертить путевое развитие станции с соблюдением пропорциональности в расположении объектов управления относительно друг друга;
- Указать специализацию путей, проставить нумерацию путей и стрелок;
- Произвести разбивку станции на изолированные участки;
- Выполнить расстановку светофоров;
- Определить ординаты стрелок и светофоров на схематическом плане и занести их в таблицу.
При составлении однониточного плана по указанной методике необходимо иметь в виду следующее:
- Вычертить путевое развитие станциис соблюдением взаимного расположения и пропорций в длинах путей. Принять ширину междупутья равной 10 мм, а наклон стрелок к оси пути 30 градусов).
Все стрелки на станции в учебном варианте оборудоаваны электроприводами и включены в электрическую централизацию. Стрелочный перевод, оборудованный электроприводом, имеет условное графическое обозначение:
Тогда схематический план станции примет вид:
- Указать специализацию путей, проставить нумерацию путей и стрелок.
Нумерация и обозначение станционных путей.
Железнодорожные пути на станциях подразделяются на две группы: станционные пути и пути специального назначения.
К станционным путям относятся пути в границах станции: главные, приемо-отправочные,сортировочные, вытяжные, ходовые, погрузочно-выгрузочные, выставочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути к различным предприятиям и организациям.
В рассматриваемом учебном примере будут только станционные главные и приемо-отправочные пути.
Главные станционные пути являются продолжением путей перегонов. Приемо-отправочные пути предназначены для приема и отправления поездов, сортировочные — для сортировки, накопления вагонов и формирования поездов по назначениям в соответствии с планом формирования. Вытяжные пути служат для маневровой работы по перестановке групп вагонов и целых составов, погрузочно-выгрузочные пути — для стоянки вагонов в процессе погрузки или выгрузки, а выставочные — для отстоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки или уборки для включения в составы. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками.
Главные пути на станциях нумеруются римскими цифрами (I П – для нечетного направления, II П – для четного направления). Приемо-отправочные пути нумеруются арабскими цифрами, начиная со следующего номера за номером главного пути. При этом пути, предназначенные для приема четных поездов, нумеруются четными цифрами (4,6,8,10), а для приема нечетных поездов — нечетными цифрами (3, 5, 7,9) с увеличением номера по мере удаления от главных путей.
Нумерация стрелок
Каждый стрелочный перевод должен иметь определенный номер. Стрелочные переводы нумеруются со стороны прибытия четных поездов порядковыми четными номерами, а со стороны прибытия нечетных поездов — порядковыми нечетными номерами с увеличением номера в направлении оси станции.
Стрелки, лежащие по стрелочной улице, а также спаренные стрелки и стрелки съездов должны иметь непрерывную нумерацию (например, 6, 8, 10, 12 и т.п.).
- Разбивка станции на изолированные участки.
Разбивку станции на изолированные участки целесообразно выполнять в следующей последовательности:
- изолирующими стыками станция отделяется от перегона;
- выделяются рельсовые цепи главных и приемо-отправочных путей станции;
- устанавливаются изолирующие стыки, выделяющие бесстрелочные участки пути за входными светофорами
- отделяется изолирующими стыками нецентрализованная зона (грузовые дворы, депо, тупиковые и подъездные пути); при этом следует отметить, что путевое развитие тяговых подстанций, путей отстоя пожарных и восстановительных поездов, а также классных вагонов являются объектами централизации;
- стрелки, примыкающие к приемо-отправочным путям, выделяются в отдельную рельсовую цепь;
- в отдельные рельсовые цепи выделяются каждая из стрелок стрелочной улицы;
- устанавливаются изолирующие стыки, обеспечивающие одновременные параллельные передвижения (стыки между стрелками съездов, параллельно расположенными съездами и т.п.);
- одиночные стрелки главных путей не включают в одну секцию со стрелками смежных путей, чтобы улучшить условия кодирования главных путей;
- далее должен быть выполнен анализ полученных разветвленных рельсовых цепей: не входит ли в одну рельсовую цепь более трех одиночных или двух перекрестных стрелок; при необходимости устанавливаются дополнительные изолирующие стыки, причем желательно, чтобы число изолирующих стыков по главным путям было минимальным
- Расстановка светофоров на станции.
Станционные светофоры по назначению подразделяются на входные, выходные,маршрутные, маневровые, заградительные и повторительные.
В рассматриваемом учебном варианте ограничимся только входными и выходными светофорами.
Входные светофоры обозначаются литерами Н или Ч соответственно для приема на станцию нечетных и четных поездов. При наличии нескольких подходов на станции к литеру светофора добавляется первая буква названия ближайшей участковой станции. На двухпутных линиях для приема поездов, движущихся по неправильному пути, в створе с основными устанавливаются дополнительные входные сигналы. При невозможности обеспечения габарита они размещаются с левой стороны. При новом строительстве по конструкции такие сигналы должны быть мачтовыми (ранее применялись карликовые).
Выходные светофоры устанавливаются с каждого пути с учетом специализации по направлениям движения. Нумерация выходных светофоров выполняется добавлением номера приемо-отправочного пути к литеру соответствующего направления, например, Н2, Ч3.
Маневровые светофоры устанавливаются в соответствии с маршрутизацией маневровых передвижений станции. Обычно применяются карликовые светофоры. Мачтовые сигналы устанавливаются на выходе из нецентрализованной зоны.
В соответствии с заданным направлением движения четных и нечетных поездов входным светофорам присваиваются литеры Ч и Н, а горловины станции называют четной или нечетной.
Рекомендуется расстановку светофоров вести в следующей последовательности:
- на границе станции в створе с изолирующими стыками устанавливаются входные светофоры Ч и Н; при наличии нескольких подходов к станции к литеру входного светофора добавляется первая буква ближайшей участковой станции;
- на двухпутных линиях для приема поездов с неправильного пути устанавливаются дополнительные входные светофоры ЧД и НД; по условиям габарита они могут быть установлены с левой стороны;
- с приемо-отправочных путей с учетом их специализации устанавливаются выходные светофоры;
Для подготовки можно воспользоваться методичкой 1/76, л.р.1 - можно скачать в разделе литература. Индивидуальное задание (НЕ весь отчет) можно выполнить в редакторе векторной графики и распечатать на листе формата А4.
Практическая часть.
Составить схему однониточного плана станции согласно своего варианта руководствуясь представленной методикой.
Контрольные вопросы.
- Сколько стрелок допускается для включения в одну изолированную стрелочную секцию?
- Из каких соображений ограничивается число стрелок, входящих в одну секцию?
- Какой станционный путь называется «специализированным», какой «обезличенным»?
- Какое число входных сигналов может быть на станции и чем это обусловлено?
- Чем обусловлено количество выходных сигналов на станции?
- Каким образом нумеруются стрелки на станции?