Занятие 3.
Габариты, применяемые на железных дорогах Российской Федерации.

Цель занятия: изучить различные виды габаритов, применяемых на железных дорогах РФ, их основные характеристики и область применения.

Ширина колеи.
Расстояние между внутренними гранями головок рельсов называется шириной колеи. Эта ширина складывается из расстояния между колесами (1440 мм ± 3 мм), двух толщин гребней (от 25 до 33 мм) и зазоров между колесами и рельсами, необходимых для свободного прохождения колесных пар.

Ширина отечественной железнодорожной колеи отличается от зарубежной. Примечательно, что в России ширина колеи остается неизменной на протяжении многих лет.

В Англии ширина колеи составляет 4 фута 6 дюймов (1435мм), установлена она по ширине колеи от карет, которые на первых порах прицеплялись к паровозам. Ее называют нормальной, она принята во всем мире на примерно 75% железных дорог.

Узкая колея – 1076 мм в Японии, Австралии и странах Африки.

В России при строительстве Царскосельской дороги приняли колею 6 футов – 1829 мм. Дорога между Петербургом и Москвой была построена с колеей 5 футов, или 1524 мм. Во всем мире она известна как «русская». Перед строительством дороги комиссия рассмотрела два варианта ширины колеи – 1524 и 1829 мм. Расчеты показали, что при колее 1524 мм экономия на земляных работах составит 1750 тыс. м3. Такая ширина колеи (1524 мм) сохранялась до 1972 года, сужение ее до 1520 мм принято для уменьшения зазора между колесами и рельсами, что при возросших скоростях движения способствует уменьшению расстройств пути. Ширина нормальной (широкой) колеи в прямых участках пути принята 1520 мм с допусками в сторону уширения 8 мм. Допуск в сторону сужения составляет 4 мм.

База вагона
Расстояние между центрами осей 2-осного вагона; у 3-осного - расстояние между центрами крайних осей. Вагоны жд сети РФ имеют базу от 3,81 до 17,5 м. Для наивыгоднейшего вписывания в габарит отношение длины кузова вагона к базе должно составлять 1,4.

Расстояние между осями путей.

По смежным главным и станционным путям проходит различный подвижной состав. Следовательно расстояние между этими путями и от путей до сооружений и устройств, располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исключалось соприкосновение друг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям, а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Расстояние в прямых участках на перегонах между осями путей двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. Расстояние между осями второго и третьего путей на перегонах трех- и четырехпутных линий должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а также устанавливать необходимые сигналы.

На станциях большое количество железнодорожников различных профессий занимается подготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабжения и т.д. Поэтому расстояние между осями путей на станциях увеличено: между осями главных, приемоотправочных и сортировочных путей на прямых участках эксплуатируемых линий должно быть не менее 4800 мм; на второстепенных путях и путях грузовых районов 4500 мм. При перегрузке грузов из вагона в вагон может быть допущено междупутье, равное 3600 мм, исходя из условий организации работы.


Практическая необходимость использования габаритов на жд.

Для нормальной эксплуатации железных дорог необходимы устройства пути; освещения, водоснабжения, канализации, а также станции с соответствующим путевым развитием; сооружения для посадки и высадки пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов и багажа, обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей; устройства автоматики; сооружения для подготовки к работе, ремонта и экипировки локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, вагонов и контейнеров, тяговые подстанции, питающие линии, контактную сеть и др.

Расстояния от этих сооружений и устройств до пути принимаются с учетом размеров обращающегося подвижного состава и условий его движения. Для обеспечения безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить не только мимо устройств и сооружений, но и мимо следующего по соседним путям подвижного состава, не задевая их. Эти требования обеспечиваются соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.

В 1860 году впервые в России были введены единые обязательные для всех линий габариты приближения строения и подвижного состава, разработанные профессором Н.И. Липиным, преподавателем Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения.

В настоящее время используемые на сети железных дорог габариты регламентированы в ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм».


Габариты приближения строений

Габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.


Габарит С.
Область применения.

Для путей, сооружений и устройств общей сети железных дорог и внешних подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий.

Размеры а1 и а2 принимают:
а1 = 670 мм, а2 = 760 мм - при ширине колеи 1520 мм;
a1 = 672 мм, а2 = 762 мм - при ширине колеи 1524 мм.
Габарит С для станций относится также и к пассажирским остановочным пунктам.

Высоту грузовых и пассажирских высоких платформ допускается в отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, принимать более 1100 мм от уровня верха головок рельсов, а грузовые платформы располагать от оси пути на расстоянии не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала.

Опоры, мачты, столбы и другие сооружения и устройства не должны ограничивать требуемую дальность видимости светофоров и семафоров.

Габарит С
Линия

Линия приближения пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также сооружений и устройств, располагаемых на междупутьях станций.


Линия

Линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств.

Линия

Линия приближения сооружений и устройств для путей, электрификация которых исключена даже при электрификации данного участка железнодорожной линии.

Линия приближения зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций.

Линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме инженерных сооружений, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ.

Линия приближения фундаментов зданий и опор, подземных тросов, кабелей, трубопроводов.

Линия приближения конструктивных элементов тоннелей, перил на мостах, эстакадах и других инженерных сооружениях.

Габарит Сп.

Область применения.
Для путей, сооружений и устройств, расположенных на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций.

Габарит Сп

Линия приближения подкрановых балок, ригелей, стоек проемов ворот и тому подобных сооружений и устройств на путях, предназначаемых для эксплуатации только специального подвижного состава промышленного транспорта высотой не более 4700 мм.

Линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек проемов ворот производственных зданий, а также выступающих частей зданий при их длине вдоль пути не более 1000 мм.

Линия приближения погрузо-выгрузочных устройств, устройств по тех. обслуживанию и ремонту подвижного состава и других технологических устройств.


Габариты подвижного состава.
Габариты подвижного состава - поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, в которых, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимально нормируемые износы.

Габарит Т.

Область применения.
Для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог РФ, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С (с очертанием поверху для неэлектрифицированных линий) и Сп.

Габарит Т

Габарит Тц.

Область применения.
Для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий.

Габарит Тц

Габарит Тпр.

Область применения.
Для полувагонов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий.

Габарит Тпр

Габарит 1-Т.

Область применения.
Для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий.

Габарит 1-T

Для габаритов Т, Тц, Тпр, 1-Т ГОСТ 9238-83 устанавливает 4 варианта нижнего очертания:

а) для подвижного состава, проходящего по всем путям железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм, за исключением путей сортировочных горок, оборудованных вагонными замедлителями.

Нижнее очертание

б) для подвижного состава, проходящего по всем путям железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм, включая пути сортировочных горок, оборудованные вагонными замедлителями при нерабочем их положении.

Нижнее очертание

в) Для подвижного состава, проходящего по всем путям железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм, включая пути сортировочных горок, оборудованные вагонными замедлителями при любом их положении.

г) Для подвижного состава, проходящего по всем путям железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм, включая пути сортировочных горок, оборудованные вагонными замедлителями при любом их положении, и пути, оборудованные устройством для надвига вагонов.

Габарит 02-ВМ (02-Т).

Область применения.
Для подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм.

02-ВМ

Нижнее очертание габарита 02-ВМ для подвижного состава, проходящего по путям железных дорог РФ колеи 1520 (1524) мм и путям железных дорог колеи 1435 мм, за исключением путей сортировочных горок, оборудованных вагонными замедлителями, приведено на рисунке 10.

02-ВМ

Габарит погрузки.

Габарит погрузки - это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз ( с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Грузы, подлежащие перевозке на открытом подвижном составе на общих условиях в пределах сети железных дорог колеи 1520 мм государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, не должны превышать очертания габарита погрузки:

Погрузки

Погруженный на открытый подвижной состав с высотой пола от уровня головок рельсов (УГР) 1300 мм, груз явля­ется габаритным, если он с учетом упаковки и крепления не выходит за пределы габарита погрузки.

Наименьшее допускаемое расстояние от уровня головок рельсов до нижних частей грузов (клиренс) должно быть не менее 150 мм. Для грузов, перевозимых на подвижном составе с базой более 17 м и пропускаемых через сортировочные горки, размер 150 мм должен быть проверен дополнительно из условия прохождения вагоном горба горки с вертикальной кривой 250 м в соответствии с Инструкцией по применению габаритов подвижного состава ГОСТ 9238-83 или другими, действующими на дорогах нормативными документами.

Негабаритные грузы.

Груз является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной верти­кальной плоскости продольных осей вагона и пути) превышает очертание габарита погрузки

В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности:
- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 и на высоте от 1230 до 1399 мм - при расстоянии 1626-2240 мм;
- зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);
- зона верхней негабаритности - на высоте от 4001 до 5300 мм.

В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за габарит погрузки в указанных в основных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов:
- в нижней зоне негабаритности - шесть степеней;
- в боковой зоне нетабаритности - шесть степеней;
- в верхней зоне негабаритности - три степени.

Сверхнегабаритность.

Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а также габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.

Расчетная негабаритность.

Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только по размерам его в погруженном состоянии на прямом пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают установленные, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов:
- длинномерных, когда величина отношения их длины к базе подвижного состава составляет более 1,41;
- перевозимых на сцепах платформ;
- перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.

Индекс негабаритности груза.

Для указания в перевозочных документах, а также поездных, выдаваемых из ЭВМ данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов, вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5-ти знаков.

Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности груза в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначения в индексе негабаритности:
1-й знак - всегда буква Н (негабаритность);
2-й знак - степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6;
3-й знак - степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6;
4-й знак - степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3;
5-й знак - вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8;

Отсутствие негабаритности в любой зоне, в т.ч. и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности. Например: Индекс негабаритности Н8480 означает, что негабаритный груз имеет нижнюю и верхнюю сверхнегабаритность, боковую негабаритность 4-й степени, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует.

Практическая часть.

Привести схему габарита в масштабе 1:50 с указанием основных размеров. Выбор габарита по заданию преподавателя.

Контрольные вопросы.

Hosted by uCoz